Курсы, разработанные совместно с ИБК
Информационные ресурсы и технологии поиска информации (бакалавры)
Цифровые ресурсы в научном исследовании (магистратура)
Технологии информационного поиска и продвижения результатов научного исследования (аспирантура)
Модуль «Информационные ресурсы и технологии поиска информации» направлен на овладение современными подходами в работе с информационными источниками, что способствует успешному освоению бакалаврами любых дисциплин экономического, естественнонаучного и профессионального циклов, а также развитию логических, познавательных и творческих способностей студентов.
Целью дисциплины является:
Изучение дисциплины позволит:
Процесс изучения дисциплины предполагает последовательное изучение материалов отдельных разделов. Практические задания помогают усвоить материалы лекции, применить полученные знания при работе с цифровыми информационными средами. Каждый раздел завершается прохождением контрольного теста по темам раздела. Условия выполнения контрольных тестов, включая количество баллов, которые следует набрать для успешного его прохождения, приведены на странице "Правила курса и балльно-рейтинговая система".
Модуль завершается прохождением итогового текста, к которому допускаются только те студенты, которые УСПЕШНО прошли ВСЕ контрольные тесты по ВСЕМ разделам. Все, кто набрал требуемое количество баллов в итоговом тесте (см. "Правила курса и балльно-рейтинговая система"), получают зачет по дисциплине.
При изучении дисциплины вы можете воспользоваться следующими источниками для помощи и консультирования:
Желаем успешного прохождения курса и продуктивного использования полученных знаний в обучении и профессиональной деятельности!
Курс направлен на изучение всех этапов жизненного цикла научного исследования в контексте работы с информационными ресурсам: их поиска, использования и создания.
Знание основных алгоритмов информационного поиска поможет адекватно оценить состояние области вашего исследования. Первый раздел раскрывает особенности работы с различными источниками информации, включая электронные каталоги, электронные библиотеки и базы данных.
Навыки аналитико-синтетической переработки источников позволят грамотно составить обзор, правильно оформить собственную работу и список использованной литературы. Для обеспечения видимости научных результатов в Сети целесообразно применять современные методы идентификации. Этим вопросам посвящен второй раздел.
Для продвижения полученных результатов очень важно понимать механизмы и методы, применяемые в современной науке для оценивания научной работы и ученого, включая наукометрические базы и индексы научного цитирования. Изучение критериев выбора журнала для размещения публикации и существующих моделей публикации позволит осознанно делать выбор и получать наибольший эффект от выполненного исследования. Данные темы рассматриваются в заключительных разделах курса.
Курс «Информационные ресурсы в научном исследовании» направлен на освоение современных методов работы с различными источниками информации в процессе обучения и научного исследования.
Полученные знания позволят эффективно использовать и самостоятельно создавать информационные ресурсы:
После знакомства с услугами, предоставляемыми Информационно-библиотечным комплексом СПбПУ, и правилами их использования, обучающиеся изучат общие принципы проведения информационного поиска и организации информационно-поисковых систем, а затем освоят особенности поиска ресурсов в электронном каталоге, в Электронной библиотеке СПбПУ, в полнотекстовых и библиографических базах.
Отдельная тема курса – информационный анализ и синтез. Важно не только найти информацию по изучаемой теме, но переработать ее и правильно оформить полученный результат. В разделе рассматриваются методики составления аннотаций и обзоров, правила составления ключевых слов, оформление списка литературы для научных произведений, например, выпускной квалификационной работы.
Заключительный раздел посвящен продвижению научных результатов с помощью подготовки и опубликования научных статей. Ведь от того, какой журнал выбран, как оформлен текст статьи, как соблюдены нормы научной этики, зависит не только оценка результата проведенного исследования, но и Ваша профессиональная репутация.
Контрольные и итоговый тесты имеют ограниченное количество попыток и фиксированный временной отрезок для их прохождения.