Элективный курс «Антропология телесности» рассматривает вопросы, связанные с человеческим телом и его изменениями на протяжении длительного времени. Понимание собственного тела лежит в основании человеческого опыта и выстраивает отношение человека к миру, к сообществу, и к самому себе. Аспекты феноменологии тела разрабатывались как с позиций биологического понимания, так и с позиций гуманитарного знания. Древние и средневековые мифологические представления, современные мотивации модификаций и деформаций тела человека составляют фактологическую основу курса, обсуждаемую в свободной дискуссии. На лекциях и практических занятиях будут рассматриваться темы, связанные с пониманием истоков, причин и значений культурных символов, связанных с телесностью, украшения тела, включая нательную живопись, скарификацию и татуаж, изменения природных форм тела. В рамках дискуссий предполагается обсудить основные смыслы и социальные знаки таких модификаций. Особое внимание будет уделено практикам изменения тела человека в современной культуре. Особый интрес может вызвать практикум, связанный с пониманием мимики, жестов и других сигналов тела на основах первичных знаний психологии поведения и профайлинга.
Цель освоения дисциплины «Антропология телесности» предполагает формирование гуманитарных системных научных знаний с элементами креативности, эмоционального интеллекта и практических навыков толерантности и стрессоустойчивости на практике в рамках социальных и межкультурных коммуникаций.
Дисциплина направлена на развитие элементов Soft skills и ориентирована на работу с различной информацией, которая является составной частью организации грамотной, психологически адаптированной личности. Компетенции, сформированные при освоении курса, способствуют успешному решению задач профессионального роста с опорой на формируемые знания, навыки и умения в сферах межкультурных отношений, психологии общения, культурной и социальной антропологии, и созданию условий для формирования эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости.
Структура курса
Курс включает в себя 7 лекций, 7 семинарских занятий, сгруппированных в 4 модуля, 35 часов выделяется на самостоятельную работу и подготовку к семинарам. Всего 72 часа (2 кредита).
Дисциплина сопровождается материалами, призванными помочь в его освоении: краткими конспектами и презентациями лекций, домашними заданиями для самостоятельного и группового изучения (https://lms.spbstu.ru/course/view.php?id=15593)
Формы и методы обучения
Предполагается работа в малых группах (3-5 человек), направленная на решение общей задачи (темы семинара), написание эссе как рефлексии на изучаемый материал, проведение социально-психологического тестирования. Интерактивные методы обучения – лекция-дискуссия, вебинары по методу кейсов, организация World Cafe, метод портфолио, просмотр и обсуждение видеоматериалов, социально-психологический тренинг и др.
Правила аттестации
Формой аттестации является зачёт. Оценивание качества освоения дисциплины производится на основании оценки портфолио, включающего обязательные задания, выполняемые студентом в течение семестра, и собеседование в устной форме. Задания, выполняемые в течение семестра, делятся на обязательные (4 задания) и дополнительные (6 заданий) (всего заданий – 10). Дополнительные задания не являются необходимыми для успешного прохождения аттестации по дисциплине, но позволяют набрать дополнительные баллы для тех, кто по уважительной причине не смог выполнить обязательные занятия по курсу.
Выполненные задания оцениваются в баллах:
- участие в коллоквиуме – 1-10 баллов (по 1 баллу за верный ответ);
- работа над докладом и презентация – 1-20 баллов;
- работа над аналитическими заданиями – 5-10 баллов.
Зачет по портфолио, включающего обязательные и дополнительные задания, выставляется на основании рейтинга:
0 – 30 баллов – "не зачтено",
31 – 95 баллов – "зачтено".
Отметка «зачтено» по дисциплине ставится обучающемуся, не имеющему задолженностей по обязательным заданиям в рамках текущих аттестаций, или выполнившему дополнительные задания, и прошедшему итоговое собеседование. В случае, если по темам в портфолио отсутствуют выполненные задания, на зачете дополнительно студент проходит устное собеседование по каждой из тем, по которым задания не представлены, или получает дополнительный вопрос из списка вопросов к зачету.
Сведения о ведущем преподавателе – авторе курса
Лбова Людмила Валентиновна.
доктор исторических наук, профессор,
профессор Высшей школы Международных отношений Гуманитарного института СПбПУ
Фокус научных интересов – первобытное искусство и культура, социальные характеристики исторических сообществ на археологических и этнографических материалах